У США впереди индустриальный подъем, предрекают аналитики BCG в новой части обзора «Сделано в Америке, снова»: экспорт страны может дополнительно расти на $90—130 млрд в год. За 2011 г. США вывезли только товаров на сумму $1,5 трлн, всего же экспорт составил $2,1 трлн, увеличившись по сравнению с 2010 г. на $261 млрд. США смогут перехватить 2—4% экспорта у Германии, Италии, Франции, Великобритании, а также 3—7% экспорта у Японии к 2020 г., считают в BCG. А за счет такого ускорения роста экспорта США заодно смогут к 2020 г. создать 2,5—5 млн новых рабочих мест в промышленности.

Такой эффект обеспечат два преимущества — стоимость рабочей силы и энергии, считают консультанты. Хотя зарплаты в США значительные, благодаря высокой производительности труда стоимость рабочей силы в США на 20—45% ниже, чем во многих развитых экономиках, хотя всего 10 лет назад это преимущество не превышало 12% по сравнению с европейскими рабочими.

На укрепление конкурентоспособности США работает и дешевый газ. В 2011 г. добыча достигла 684 млрд куб. м против 688 млрд в России. По оценкам «Ренессанс капитала», благодаря буму сланцевого газа 80% поставок сжиженного природного газа, или 44 млрд куб. м, предназначавшегося для США, перепродается другим потребителям. Газ в США сейчас обходится на 50—70% дешевле, чем в Европе или Японии, подсчитали в BCG. А это означает более дешевую электроэнергию и сырье для промышленности, объясняет аналитик BCG Джастин Роуз.

В результате издержки на экспорт промышленной продукции из США будут на 5—25% ниже, чем в европейских промышленных державах и Японии. Средние издержки на производство промышленной продукции к 2015 г. станут на 8% ниже, чем в Великобритании, на 15% ниже, чем в Германии, на 21% ниже, чем в Японии, и почти на четверть меньше, чем в Италии. Правда, Китай обогнать все равно не удастся: производство продукции там останется дешевле на 7%. Но это без учета издержек на транспортировку, а также налоговых выплат и их администрирования.

Крупные промышленные предприятия уже говорят о планах создать экспортный плацдарм в США. Toyota заявила, что будет продавать автомобили Camry, собранные в США, в Южную Корею, Honda и Nissan также намерены нарастить экспорт произведенных в США машин. Siemens производит в Америке газовые турбины, которые поставляет в Саудовскую Аравию, а Rolls-Royce недавно запустил в США новое производство авиационных двигателей. В ближайшие годы таких новостей будет еще больше, уверен Майкл Зинсер из BCG: производя в США, можно работать не только на внутреннем рынке страны, но и на многих мировых рынках уже за счет географического положения.

Но индустриальный ренессанс начнется не раньше 2015 г., оговариваются авторы исследования. Пока американская промышленность ставит антирекорды: в августе промпроизводство сократилось на 1,2% — это максимальное падение с марта 2009 г. Не внушает оптимизма и экспорт: в июле дефицит внешней торговли достиг $42 млрд против $41,9 млрд в июне (данные за август еще не публиковались), экспорт за месяц упал на $1,9 млрд. Спрос на американский экспорт снижается из-за замедления мировой экономики. Есть и угроза сокращения внутреннего спроса: на конец года намечено урезание расходов бюджета и повышение налогов, которое может ударить по потребителям.