Российская экономика должна расти не менее чем на 4—5% в год, иначе указы президента не будут выполнены, бюджет окажется несбалансированным, предупредил глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. Достичь таких темпов правительству предстоит в условиях замедления добычи и экспорта нефти.

России для сбалансированности бюджета необходимы высокие темпы экономического роста — не ниже 4—5%, заявил глава Минэкономразвития Андрей Белоусов на встрече с президентом Владимиром Путиным.

В противном случае «не удастся сбалансировать бюджет, потому что одновременно много приходится решать оборонных, социальных вопросов, которые назрели, которые есть в ваших указах, и все это нужно выполнять», предупредил Белоусов.

В августе Минэкономразвития снизило прогноз роста ВВП на 2013—2015 годы: в следующем году до 3,7% (вместо 3,8%), в 2014 году — до 4,3% (вместо 4,4%), в 2015 году — до 4,5% (вместо 4,7%). В этом году министерство ожидает рост экономики на 3,5%. Рост ВВП в 2011 году составил 4,3% — столько же, сколько в 2010 году.

Заявленных показателей необходимо достичь в неблагоприятных условиях, отметил министр. Впервые мы вступаем в период, когда у нас не будет расти экспорт нефти и добыча нефти, пояснил он: если до кризиса 2007 года с середины 2000-х годов около половины роста российской экономики было обеспечено за счет экспорта энергоносителей и других сырьевых товаров, то сейчас этот фактор практически перестанет работать. Ранее Минэкономразвития прогнозировало сокращение добычи нефти в России в ближайшие 3 года на 0,8% до 510 млн тонн в год, поскольку падение выработки на действующих месторождениях Западной Сибири в полной мере не компенсируется ростом добычи на новых. По данным Минэнерго, экспорт нефти из России в январе — августе этого года сократился на 0,05% в годовом выражении до 160,015 млн тонн.

Эксперты сомневаются в возможности ускоренного роста ВВП. «Российская экономика в ближайшие годы останется структурно зависимой от нефтяных поступлений и по-прежнему будет перераспределять доходы другим секторам.

С учетом того, что сырьевой экспорт расти не будет — разработка нефтяных полей становится все более дорогостоящей — темпы роста экономики составят не более 3—4%, а в среднесрочной перспективе — 2—3%», — считает Юлия Цепляева из BNP Paribas.

Если анонсированных министром темпов роста ВВП и удастся достичь, то только за счет роста нефтяных поступлений: есть надежда на то, что благодаря финансовым вливаниям центробанков разных стран цены на нефть будут расти, говорит начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских. Что касается ускоренного роста других отраслей, то, особенно на фоне недавнего вступления в ВТО, не приходится ждать прорыва в машиностроении, либо в сельском хозяйстве, скептичен он.

«Последние несколько лет валовая добавленная стоимость нефтяного сектора «топчется» на нуле», — соглашается старший экономист ИК «Тройка-Диалог» Антон. Надо продолжать поддерживать внутренний спрос за счет снижения инфляции, кредитных ставок и поддержания стабильного обменного курса валют, предлагает он: в этих условиях рост в экономики в ближайшую трехлетку составит 3,5—4%.

«Рост в 4% — вполне достижимая цифра, для 5% правительству придется приложить значительные усилия. Прежде всего, обеспечить ее должен активный рост инвестиций, рост экспорта импортозамещения», — наиболее оптимистичен Дмитрий Белоусов из ЦМАКП. Обнуление темпов добычи и экспорта нефти, это скорее стабилизация, и бояться этого не следует, уверен он. Но одновременно эксперт признает, что и факторы развития внутреннего спроса, обеспеченные ростом заработной платы и потребкредитов, себя исчерпали.