Британская банковская ассоциация отказывается от расчета ставки LIBOR после скандала с манипулированием ею. Ставку могут передать другой частной компании, но уже под строгим государственным надзором, или вовсе заменить на принципиально новый ориентир. Агентство Bloomberg уже предложило создать BLIBOR.
Британская банковская ассоциация (BBA) — частная организация, вот уже 26 лет рассчитывающая Лондонскую межбанковскую ставку (London Interbank Offered Rate, LIBOR), намерена от нее отказаться. Такое решение совет Ассоциации принял по итогам голосования 13 сентября, рассказали The Wall Street Journal источники, не называющие своих имен, поскольку заседание было закрытым. Совет Британской банковской ассоциации состоит из топ-менеджеров 25 крупнейших банков-членов BBA.
Это станет самым значительным изменением в истории ставки.
LIBOR была создана BBA в 1986 году как ориентир для членов Ассоциации при установлении ставок синдицированных кредитов и рассчитывалась на основании опроса банков о стоимости заемных средств для них. Ставка быстро приобрела популярность. В 2009 году BBA говорила о ней как о «самом важном в мире показателе». На LIBOR ориентированы кредитные контракты по всему миру, объем которых достигает $300 трлн.
Решение совета — следствие давления государственных органов и регуляторов по всему миру. После скандала с манипулированием LIBOR, в который оказались втянуты крупнейшие банки мира.
Финансовые власти США, Великобритании, Евросоюза, Канады и Японии обвинили банкиров в занижении реальных ставок: финансовые институты пытались скрыть, что стоимость денег для них растет, поскольку увеличение ставки отражает сомнение в финансовой устойчивости системы. Банки обвиняются в злоупотреблениях на $10 трлн по кредитам и еще на $350 трлн в рамках операций с деривативами, начиная с 2007 года. Расследование идет с 2010 года. Британский Barclays стал первой жертвой расследования: летом 2012 года банк заплатил $453 млн за махинации при определении ставки в 2007—2009 годах, в отставку ушли главный исполнительный директор Роберт Даймонд и председатель правления Маркус Эйджиус. По данным источников, близких к расследованию, манипулированием ставкой занимались еще как минимум четыре европейских банка — немецкий Deutsche Bank, британский HSBC, французские Societe Generale и Credit Agricole, которые Barclays, предположительно, втянул в преступный сговор.
Скандал заставил регуляторы и правительство Великобритании исследовать возможные варианты дальнейшего существования LIBOR. Руководитель британской службы по мониторингу за финансовыми рынками Мартин Уитли представит результаты исследования в пятницу, 28 сентября. В своем предыдущем выступлении в августе он выразил сомнения в том, что это хорошая практика, когда частная организация регулирует такую важную ставку.
Банковская ассоциация ожидала, что Уитли предложит снять с нее ответственность за ставку, потому и проголосовала таким образом, говорит источник. Это должно показать, что лондонское финансовое сообщество не намерено спорить с регулятором.
«BBA готова сотрудничать с Уитли и его исследовательской командой, когда они закончат консультации о будущем LIBOR, — заявил пресс-секретарь BBA. — Если рекомендации господина Уитли будут включать смену ответственного за LIBOR, BBA это поддержит».
Это не первый случай попытки отказа от LIBOR. Как теперь стало известно, еще в 2008 году Анжела Найт, возглавлявшая тогда BBA, обратилась в Управление по финансовому регулированию и надзору Великобритании, Банк Англии и Федеральный резервный банк Нью-Йорка с просьбой помочь ассоциации контролировать LIBOR.
Но регуляторы отказались, не желая быть обвиненными в том, что они сами одобряют уровень ставки. Тогда же в 2008—2009 годах руководство Ассоциации рассуждало о том, как избавиться от ставки, становившейся все более спорной — продать или выделить в отдельное подразделение. Однако потом, сообщают источники, было решено оставить все как есть из-за прибыльности этого бизнеса.
Один из наиболее вероятных вариантов будущего ставки — LIBOR будет устанавливаться частной компанией, но под строгим государственным контролем. BBA, впрочем, высказывала опасения, что в сложившейся ситуации трудно будет найти компанию, которая захочет купить бизнес по определению ставки. Нет единого мнения и о том, кто мог бы осуществлять госконтроль. Это мог бы делать Банк Англии, на который со следующего года ложится контроль за всем финансовым сектором Великобритании. Или Совет по финансовой стабильности — орган, созданный странами G20 в 2009 году, в который входят национальные регуляторы. Совет уже готовит отчеты о LIBOR. Еще один вариант — Банк международных расчетов, который следит за взаимными расчетами центробанков.
Может измениться не только орган надзора, но и метод подсчета ставки. Глава Комиссии по торговле товарными фьючерсами США Гэри Генслер в понедельник предложил Европейскому парламенту привязать LIBOR к текущим рыночным сделкам или придумать принципиально новый ориентир. Пока, предупредил он, ставка остается потенциально уязвимой с точки зрения манипулирования ею.
Глава Bloomberg LP Дэн Дкторофф предлагает ввести новый ориентир — Bloomberg Interbank Offered Rate или Blibor. Для его расчета будет использоваться информация по различным финансовым транзакциям.