Создание мегарегулятора финансового рынка в России — вопрос решенный. Заинтересованные службы — Минфин, ЦБ, ФСФР — дали свое принципиальное согласие. Структура и сроки создания будущего ведомства согласованы: ФСФР войдет в состав ЦБ в качестве независимого агентства уже до конца 2013 года.

Минфин отправил правительству и президенту проект доклада о создании в России единого регулятора, ответственного за контроль над всем финансовым рынком.

Об этом министр финансов Антон Силуанов сообщил в письме руководителю ФСФР Дмитрию Панкину, министру экономического развития Андрею Белоусову, председателю Центробанка Сергею Игнатьеву и руководителю рабочей группы по созданию международного финансового центра Александру Волошину. Министр просит адресатов письма, которое цитирует «Интерфакс», согласовать проект в «суточный срок».

К письму прилагаются мнения по вопросу создания мегарегулятора от Минфина, ЦБ и ФСФР, из которых видно, что ведомства в целом сформировали единую позицию.

«Предлагается передать Банку России полномочия ФСФР по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков», — говорится в проекте доклада.

Сроки реализации авторы документа ставят довольно жесткие: до 1 марта 2013 года планируется внести в Госдуму проекты федеральных законов по передаче ЦБ полномочий ФСФР (без наделения правом предоставлять в правительство проекты федеральных законов и нормативно-правовых актов). Таким образом,

Минфин предлагает передать все функции ФСФР в Центробанк, ликвидировав саму федеральную службу. Право законодательной инициативы Минфин сохраняет за собой.

«Считаем важным, чтобы все необходимые организационные процедуры завершились в 2013 году, не привели к потере кадрового состава ФСФР, позволили максимально быстро задействовать ресурсы ЦБ РФ для укрепления материально-технической базы, необходимой для реализации этих полномочий, и не ухудшили качество текущего регулирования финансовых рынков», — пишет Минфин.

В письме ФСФР, подписанном главой ведомства, говорится, что служба поддерживает «передачу Банку России полномочий по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору за деятельностью участников финансовых рынков, акционеров и эмитентов». Но Панкин отмечает, что оптимальным будет преобразование ФСФР в отдельную (обособленную) организацию в системе ЦБ, а руководитель такой организации по должности должен являться первым заместителем председателя Банка России.

В противном случае, предупреждает глава ФСФР, могут быть негативные последствия, такие, как снижение качества регулирования и надзора на финансовом рынке на период не менее одного года с момента начала «реорганизации».

В письме ЦБ за подписью первого зампреда Алексея Улюкаева также говорится о целесообразности передачи Банку России функций ФСФР.

Улюкаев поддерживает идею Панкина о выделении нового структурного подразделения внутри ЦБ, которому будет передан функционал ФСФР. Эта инициатива предлагается, чтобы избежать «конфликта интересов, связанного с тем, что ЦБ является самостоятельным участником финансового рынка».

Еще один участник обсуждения, глава Минэкономразвития Андрей Белоусов на форуме в Сочи заявил, что не одобряет идею создания мегарегулятора на базе ЦБ. «На мой взгляд, сейчас, переходя на совершенно другую модель управления, можем создать конфликт интересов уже внутри ЦБ. Это меня несколько настораживает», — цитирует министра «Интерфакс».

Ранее на этой неделе, выступая на «круглом столе», организованном РСПП, замминистра финансов Алексей Моисеев заверял присутствующих, что решение о мегарегуляторе на базе Банка России еще не принято. «Никакого финального решения сейчас нет. Вопрос (о создании мегарегулятора на базе ЦБ) не решен, вопрос подлежит обсуждению, и в конечном итоге, к какому решению мы придем, сейчас говорить рано», — уверял он.

В ходе дискуссии в РСПП представители банковского сообщества высказывали опасения, что решение будет принято без участия профессиональных участников рынка. Председатель правления Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев указывал на то, что реформа надзора — это «вопрос не только реорганизации государственных органов, это вопрос модели финансового рынка».

Президент Национального платежного совета Андрей Емелин считает, что не совсем корректно говорить о том, что мнение банковского сообщества не учитывалось. «Было уже много проектов, и сообщество не стояло в стороне. Позиции всех сторон были известны». Взаимопроникновение финансовых рынков стало решающим фактором в принятии принципиального решения о создании единого регулятора, считает эксперт. «Все, кто хотел, уже высказались. А как выстраивать внутреннюю структуру госоргана, все же виднее правительству. Мы, банкиры, имеем об этом только собственное представление».