Торговля ценными бумагами принесла Сбербанку в первом полугодии 2012 года убыток в размере 1,8 млрд рублей. Это следует из меморандума к недавней приватизации госпакета (7,58% акций были проданы за $5,2 млрд). За весь прошлый год крупнейший российский банк потерял на бирже лишь 1,4 млрд рублей. В 2010-м и 2009-м трейдеры Сбербанка были в плюсе.

Хотя общий итог операций по портфелю ценных бумаг Сбербанка в первой половине нынешнего года положителен — находящиеся в нем бумаги подорожали за полгода на 5,4 млрд рублей, он все же в два раза ниже показателя, полученного банком Германа Грефа за аналогичный период прошлого года, — 3,6 млрд рублей против 7,3 млрд рублей.

В первом полугодии 2011 года Сбербанк от торговли ценными бумагами получил 0,1 млрд рублей чистого дохода. Переоценка стоимости принадлежавших ему инвестиционных бумаг за тот же период принесла 7,2 млрд рублей. Отсюда итоговый результат по портфелю — 7,3 млрд рублей. В целом за 12 месяцев прошлого года Сбербанк наторговал ценными бумагами в минус — на 1,4 млрд рублей. В 2010-м в результате операций на бирже Сбербанку удалось заработать 4,8 млрд рублей, а в 2009-м — и вовсе 13,3 млрд рублей.

Ближайшие по размерам конкуренты Сбербанка были более успешны на бирже. ВТБ на фоне ухудшения макроэкономической ситуации в первом полугодии 2012 года потерял на операциях с ценными бумагами 1,2 млрд рублей. При этом основной убыток банк Андрея Костина получил от переоценки инвестиционного портфеля, упустив 4 млрд рублей. А вот на бирже преуспел, заработав 2,8 млрд рублей. Газпромбанк за январь-июнь этого года получил от торговли 1,1 млрд рублей дохода (против 2,3 млрд рублей за тот же период 2011 года).

У Сбербанка доля дохода от операций с ценными бумагами в общем объеме прибыли ниже, чем у ВТБ. В связи с этим результат от данных операций в размере нескольких миллиардов рублей для Сбербанка, у которого доходы измеряются сотнями миллиардов, оказывает меньшее влияние на итоговую прибыль, указывает аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин.

Аналитик Номос-банка Андрей Михайлов считает, что результат, показанный Сбербанком, находится в тренде рынка: если в I квартале года, когда росли акции и облигации, удалось заработать, то высокая волатильность II квартала привела к потерям.

Руководитель аналитического управления УК «Уралсиб» Александр Головцов отмечает, что «в принципе любой банк может нарисовать любой результат от трейдинга и переоценки портфеля, тасуя классификацию бумаг, а то и вовсе перекидывая их на «дочек».

— И все-таки банки стараются соблюдать приличия, не показывая прибыль на падающем рынке. У Сбербанка портфель по большей части состоит из облигаций, которые во II квартале могли принести прибыль. Так, индекс EMBI+ Russia за квартал вырос на 2%, а в пересчете на рубли — на целых 12%, — говорит Головцов.